Уличный театр в России

Уличный театр в России

Автор статьи уличный театр маски «Странствующие куклы господина Пэжо»

В чем специфика, особенности, отличия уличного театра от стационарного? Как обстоят дела в нашей стране с данным видом искусства? Сильна ли разница позиции уличного театра в Европе и в России? Во всех этих вопросах мы постарались разобраться в данной статье.

Уличный театр, как и любой другой, бывает профессиональный и любительский, постановка бывает удачная и не очень. Как распознать уличный театр или нет? Легко — «Если театральную постановку с улицы перенести на классическую сцену, и она ничего не потеряет, то – это не уличный театр» — утверждает художественный руководитель уличного театра маски «Странствующие куклы господина Пэжо» Анна Шишкина. Улица, площадь, парк – не просто задник сценической площадки, а особая сценография. В отличие от обычного стационарного театра сценография уличного спектакля поставлена с учетом неба, воздуха, открытого пространства. Театр под открытым небом – это уникальное арт-пространство с невероятной атмосферой. Кроме того, здесь действуют особые законы взаимодействия со зрителем и особые законы визуализации. Например, на улице невозможно играть в пол силы. Актер уличного театра выкладывается на полную, всегда готов к неожиданностям и много импровизирует. Ведь уличный театр не предполагает, что вы купили билет и будете сидеть в зале и смотреть, даже если вам не интересно действие. Это честный театр, в том смысле, что если его постановка не интересна, его просто не будут смотреть, ведь у проходящих мимо людей много своих занятий, дел – кто-то шел в магазин, кто-то на работу, и удержать внимание публики, которая просто проходила мимо гораздо сложнее.

Здесь нет «четвертой стены». Уличный актер постоянно находится в максимальном напряжении внимания.

«Наши спектакли режиссерские, но есть много импровизационных моментов – взаимодействие с публикой, вовлечение ее в действие. И тем интереснее мастерство уличного артиста – никогда не знаешь, как люди отреагируют на ту или иную сцены. Например, в финале спектакля «Декаденс» наши персонажи выстраивают из зрителей целый оркестр, играющий на бумажных белых скрипках.
Целая наука как эта «кухня» происходит внутри труппы, какой персонаж за какого человека из публики отвечает, кто подает скрипки, как взаимодействовать со стесняющимися людьми или со случайно вышедшим на центр площадки ребенком, зачарованно смотрящим на персонажей» — рассказывает актриса уличного театра «Странствующие куклы господина Пэжо» Анастасия Воробьева,

— На сцене шкаф выглядит как декорация, но на улице этот же самый шкаф, виднеющийся посреди площади, вызывает совершенно другие эмоции, мысли, вызывает интерес. Придя в театр и увидев на сцене шкаф, ведь сразу понятно – это декорация. А на улице декорацией служит и небо и здания, фонари… Отношение людей меняется к привычным им местам города. Вот ходит человек на работу каждый день и не замечает многих нюансов улицы, на которой он, казалось, знает каждый камень. А покажи этому человеку уличный спектакль, и он взглянет на это место совершенно иначе.

В России уличные театры, как вид искусства, только набирают обороты. Например, существует ошибочное представление, что уличному артисту не нужно световое и звуковое оборудование и прочие «технические радости». Как раз для создания полноценного представления, способного поддержать идею уличного театра, крайне необходимо соблюдение технического райдера. Игра света, нужный наклон приборов, их количество, модели – всё очень важно – не менее, чем в стационарном театре. Ведь на улице нет кулис или затемнения как в зале – поэтому и монтаж уличного спектакля – целое отдельное действие.

В России, к сожалению, еще и погода не всегда располагает к развитию уличного искусства. Но тем не менее есть достаточное количество профессиональных коллективов которые успешно ставят достойные уличные спектакли. Например, театр «Пластилиновый дождь» из Самары, «Liquid Theatre» из Москвы, молодежный театр «Мимикрия»

из Тюмени. Есть потрясающий театр Панова, который из года в год, не смотря на ограниченный бюджет, продолжают делать Фестиваль уличных театров в Архангельске – это, кстати, самый первый и старейший фестиваль уличных театров в России.

Безусловно, культура уличного театра не сильно развита в России и, можно сказать, находится на некотором начальном уровне выхода на масштабные события. Пока много местечковых, разовых событий, но, определенно, тенденция к развитию есть и в последние годы очень активизировалась. Все упирается в отсутствие денежных средств и поддержки. Извечный вопрос: откуда взять деньги на новый спектакль, на проведение фестиваля уличных театров. Эту проблему каждый волевой организатор решает на своем уровне – ищет средства, лавирует между сложностями и жонглирует ограниченностями бюджета, желая сделать Событие, которое объединит людей и познакомит с культурой уличного театра. Но панацеи пока, к сожалению, нет. Также, как и постоянных благоприятных погодных условий для уличного театра J


В Европе больше профессионалов в области уличного театра. А, главное, истинных ценителей уличного искусства и, безусловно, требовательная публика. Говоря о российской действительности, довольно часто можно столкнуться с тем, что называется «people хавает». Ведь поднятие уровня массовой культуры, уличной культуры и культуры личностной – это всегда очень трудоемкий тяжелый и длительный процесс. В России можно встретить такое мнение об уличном артисте, что это девочка с флейтой в переходе метро, которая не поступила в театральный ВУЗ. Европа же, в силу исторически сложившихся событий, понимает, что уличный театр – это преображение сознания. Что это свой отдельный вид искусства, а не неудачники-артисты, которые работают за гроши в шляпу. Шляпа – это вообще традиция! Часто, уличные театры в наше время ставят шляпу в конце спектакля в качестве традиции! Россия пока только начинает менять привычную для людей тенденцию уличного праздника по принципу: фольклорный коллектив на сцене, шоу и конкурсы. Российская публика понемногу начинает «фильтровать» профессиональный уличный коллектив, от любительского, хорошую постановку от недоработанной.

В России сейчас наблюдается такая тенденция: уличный театр выступает в помещении на коммерческих мероприятиях, чтобы заработать денег и иметь возможность на буферные средства создать новый спектакль. В Европе уличные театры больше поддержаны со стороны фондов, центров культуры, администраций городов.

Уличный театр – это краски, эмоции, наполненность жизнерадостной атмосферой для жителей города. Одна из важнейших задач уличного театра – преображение сознания, объединение людей — взрослых и детей, молодежь и людей преклонного возраста, классов, рас и прочих разъединяющих людей вещей. В Белфасте, например, уличный театр сыграл не малую роль в качестве способа объединения людей в связи с разрозненностью жителей на национальной почве. Большинство уличных фестивалей имеют своей целью повышение культурного уровня населения в целом. Так что театр – крайне полезен. А уличный – еще и более доступен потому, что за входной билет вы не платите.

Как бы ни повернулась жизнь, в любом случае, уличный театр развивает идеи мира и взаимопонимания. Поэтому он будет жить не смотря на отсутствие средств, поддержки. Денег всегда будет не хватать, но люди будут творить. И это прекрасно!